Бэтмен - Темный Рыцарь

Давно хотел это сделать, и наконец-то созрел.

Немного я могу перечислить фильмов, которые меня так сильно зацепили, как «Бэтмен: Темный рыцарь». Правильнее будет сказать – я не могу его с чем-либо сравнить. Сравнения не в плане сюжета, стиля, переживаний или спецэффектов, а в сценарии, с технической, так сказать, точки зрения. Есть уважаемый мной Snach – но там все совсем, совершенно, в крайней степени по-другому. Есть Бойцовский клуб, есть Криминальное чтиво… Разве что «Молчание Ягнят» приходит на ум для сравнения… Но все эти фильмы они очень сильно отличаются друг от друга. И в первую очередь они отличаются масштабом действия. Бэтмен – эпическое кино. Если в сцене используется массовка, то это не меньше 60 человек. Почему же меня так «зацепил» этот фильм? Я ведь совершенно не любитель эпических произведений, я не люблю комиксы, но вот подиж ты – пересматриваю Нолановского второго Бэтмена уже который год подряд…
В общем, я постараюсь дать возможное объяснение, устроив небольшой разбор этому фильму.

Начнем с краткой сводки о фильме «Бэтмен: Темный рыцарь»:

Эпическое кино в жанре нуар, по вселенной комиксов о Бэтмене. Сюжет фильма – противостояние Бэтмена и Джокера.

Герои из вселенной Бэтмена:

Бэтмен – альтерэго миллионера Брюса Уэйна.

Джокер – психопат, гримирующийся под клоуна, с невероятно высоким IQ. Антагонист Бэтмена.

Харви Дент – прокурор Готэма, самоотверженно борющийся с преступностью посредством закона, в итоге превращающийся в Двуликого.

Адьфред – дворецкий Уэйна. Его верный помощник.

Джеймс Гордон. – Будущий комиссар Гордон.

Пугало – в фильме - доктор, который создал новый наркотик-галюциноген, сводящий с ума (показан больше как дань событиям предыдущего фильма).

Пересказывать сюжет здесь не буду, текст о другом, но основные вехи перечислю. Бэтмен вовсю занят борьбой с мафией, используя свои жестокие, но благородные способы, когда на сцене появляются два новых персонажа – Харви Дент и Джокер. Вначале о Джокере никто не думает всерьез, а о Харви Денте, наоборот только всерьез и думают. Харви – надежда Готэма. Постепенно Джокер ставит весь город на уши, своими жестокими социальными экспериментами, имеющими целью дискредитировать Бэтмена, и Уэйн чуть не признается, что он есть Бэтмен. На фоне этого разворачивается любовная драма между Бэтменом, Рэйчел и Харви. Драма эта неожиданно становится еще драматичнее, когда в дело вмешивается Джокер. Он разворачивает любовный треугольник – выбор приходится делать не девушке, а бэтмену. Ну и далее начинается падение Харви Дента и возвышение (недолговременное) Джокера. В конце Бэтмен, конечно, вроде победил, но как-то не до конца.

Вот такое вот коротенькое вступление, а теперь собственно, почему, на мой взгляд, картина удалась. (В этом предложении, прошу заметить, все на мой взгляд – и мое отношение к фильму и мое мнение о критериях успеха этого фильма)

Начать любое критическое исследование любого фильма всегда надо с фразы А. Хичкока: «Для хорошего фильма нужно три вещи: первое – это хороший сценарий, второе – это хороший сценарий и третье – хороший сценарий». Для Темного Рыцаря это верно на все сто процентов. Основной плюс – то, что все герои получились очень проработанными. Можно даже не знать, кто есть кто в серии комиксов, и все равно быть в теме фильма. Та информация, которая поступает нам с экрана, достаточна, чтобы раскрыть характеры персонажей. При этом, если человек фанат комиксов, то он найдет для себя много отсылов во вселенную Бэтмена.

В основу написания сценария Ноланы положили реалистичность. Появился дневной Готэм, ушли в прошлое опереточные повадки злодеев. Бэтмен уязвим, несмотря на свой супер-костюм, девушка, которую он любит, предпочитает ему другого, грим Джокера выглядит небрежным, а однажды его и вовсе показывают без грима; Джеймс Гордон не туповатый полицейский не втыкающий в ситуацию, а вполне даже очень деятельный и умный человек. Все трюки, которые делает Бэтмен, вполне объяснимы (при условии, конечно же, пары-тройки допущений) – он не летает на своих крыльях, а только парит, эхо-зрение устроено на использовании обычной сотовой связи, автомобиль его способен ломаться.

Намеки на реалистичность были уже и в первой части – Бэтмен: начало, но там, по-видимому, Нолану-режиссеру еще не дали карт-бланш и он вынужден был исполнять инструкции боссов Ворнер Бразерс, которые опирались в видении нового Бэтмена на успех кинокартин Бартона, что, естественно было бааальшим шагом назад. Но вернемся к сценарию Темного рыцаря.

Важная особенность, на мой личный взгляд, сформировавшийся после многочисленных просмотров фильма, состоит в насыщенности ключевых сцен. В определенных моментах фильма, сюжетные линии героев сплетаются, я бы даже сказал, фокусируются. Причем «фокусируются» наилучшим образом отражает, что происходит с событиями в этот момент. За счет фокусировки, напряжение в сцене сразу увеличивается пропорционально количеству сводимых вместе сюжетных линий героев.

Приведу примеры таких сцен.

Полиция получает ордер на обыск банков, подозреваемых в связи с мафией. Гордон врывается в хранилище одного из банков, но там пусто. Главари мафии в это время собираются для обсуждения своих планов и общаются по телевизионной связи с китайским бизнесменом Лао, который самовольно распорядился их деньгами, и тут появляется Джокер, который до этого ограбил мафию на 60 миллионов долларов…

Джокер устраивает охоту на главного судью, коммисара полиции и прокурора, за которым он решил явиться лично в здание, где Уейн устроил в честь дента прием. Рейчел и Уейн имеют диалог между собой об их отношениях, потом Дент уводит Рейчел, чтобы сделать ей предложение, на которое Рейчел отвечает «да» и мы понимаем, что Уейну ничего не светит с этой девушкой, и тут появляется сам Уейн, усыпляет Дента, прячет его и появляется Джокер, который срывает все веселье. Диалог между Рейчел и Джокером заканчивается появлением Бэтмена, происходит короткая потасовка, в которой выясняется, что кунг-фу Бэтмена лучше, чем уличный стиль подручных Джокера, и тут Джокер достает козырь из рукава, безошибочно выяснив наличие связи между Рейчел и Бэтменом, и предоставив Бэтмену выбор: спасти девушку или задержать Джокера…

Харви, назвавшегося Бэтменом, везут в тюрьму. Тут же появляется Джокер, который хочет добраться до Дента, а вслед за ним и Бэтмен, который пытается прикрыть машину, перевозящую прокурора. После эффектной погони в тоннеле и переворачивания грузовика, Бэтмен и Джокер сходятся лицом к лицу и Джокер опять проверяет мораль Бэтмена на прочность, предоставляя тому шанс сбить Джокера своим бет-байком, но Уейн не может этого сделать, и сам оказывается в опасном положении – его инкогнито едва не удается раскрыть Джокеру. И тут появляется «воскресший» Гордон, чтобы арестовать Джокера…

Следом за этой ключевой сценой с небольшим перерывом, создающим для зрителя иллюзию лже-хэппи енда, идет следующая ключевая сцена.

Джокер предусмотрел, что его поймают и сумел захватить в заложники Рейчел и Дента. Гордон вынужден вернуться в участок для допроса Джокера, там же оказывается и Бэтмен, который собственно и разговаривает с Джокером (или Джокер с ним…). Сцена достигает кульминации, когда Джокер опять ставит перед Бэтменом выбор – кого спасти – свою любовь или надежду всего города на нормальную жизнь. Бэтмен и Гордон бросаются на спасение Дента и Рейчел, а Джокер пользуясь, тем, что его главные противники заняты другим, использует свою заготовку в виде «живой бомбы», чтобы сбежать из участка. Гордон не успевает в срок, чтобы спасти Рейчел, а Бэтмен выносит Дента, однако при взрыве у того обгорает половина лица. Финал этой сцены – Джокер жестоким образом разорвал любовный треугольник Бэтмен – Рейчел-Дент. А сам Дент получил ту травму, которая сделала из него Двуличие (Двуликого)…

Другая сцена начинается на следующее утро в больнице. После неудачного Диалога Гордона и Дента, комиссар в коридоре встречает Марони (босс мафии), и тот сдает Джокера. В это же время по телевизору идет прямой эфир, в котором Ривз, работающий в корпорации Уейна, собирается разоблачить его альтерэго. Джокер встречается в это время с главарями мафии, для того, чтобы передать им деньги, сжигает свою половину, вместе с китайским бизнесменом и произносит яркий монолог. Параллельно, Гордон готовит группу захвата для Джокера. Уэйн сидит перед телевизором, ожидая разоблачения, и в этот момент Джокер снова спутывает карты. Он звонит на телевидение и говорит о заложенной бомбе, а после предлагает зрителям убить Ривза, чтобы тот не разоблачил Бэтмена, в обмен на то, что Джокер не взорвет бомбу. Уэйн, понимая, что это подстава, бросается на спасение Ривза, а Гордон отправляет группы захвата на эвакуацию людей из госпиталей. Сам же как и Уэйн бросается на спасение Ривза. В это время Джокер, переодевшись медсестрой является в палату Дента и теперь уже морально ломает его, окончательно превращая в Двуличного. Уэйн участвует в спасении Ривза, давая понять тому, что не держит на него зла. Заканчивается сцена тем, что Джокер детонирует бомбы заложенные в эвакуированном госпитале, в котором находился Дент.

Примечательно, что эти две ключевые сцены происходят в разное время суток. Одна ночью и вторая днем. Оказывается, что днем в Готэме тоже бывает интересно…

Есть еще и последняя сцена. Но в ней события хоть и взаимосвязаны, но идут последовательно. Бэтмен ловит Джокера, но не побеждает его, поскольку на арену всесто Джокера собирается выйти, сошедший с ума от горя, Дент… И собственно продолжение развязки с Дентом и его гибелью.

Такому построению сцен надо некоторым писателям, пишущим в жанре эпической фэнтези\фантастики учиться и учиться. Если разделить приведенные выше сцены, уменьшив задействованное количество героев – получится скучно. И как это ни странно – пропадет глубина драматизма. Хотя, казалось бы уменьшение количества времени в кадре героев, меньше способствует раскрытию их характеров. Однако, все выходит наоборот.

Следующий камень в пьедестал успеха кинокартины – диалоги. И не просто диалоги, а в совокупности с обстановкой. Особенно диалоги с участием Джокера. Чего стоит его «все, что не убивает тебя, делает тебя страннее», «фокус с исчезающим карандашом», сжигание денежной пирамиды или финальный монолог вниз головой. Их вполне можно растягивать на цитаты. Естественно, все это было бы невозможно без правильного выбора героев, как я уже сказал выше. Остановимся на образах подробнее. Начнем с главного героя картины. С…

Джокера. Да-да – он главный, что бы там не думала Американская ассоциация кинематографов, наградив Хита Лэджера Оскаром за лучшую мужскую роль второго плана. (Хотя они и Хопкинсу за Лектора в Молчании ягнят тоже оскар за второстепенность дали. НЕ по длительности в кадре надо оценивать, а по силе персонажа!) Образ Джокера сам по себе – шедевр. Злой клоун с лицом растянутым в вечной улыбке. Человек, который смеется, только более жесткий, амбициозный, талантливый и целеустремленный. Джокер не имеет внутренних противоречий. Он четко убежден в правоте своих действий. В Темном Рыцаре Джокер не имеет прошлого. Он появляется как чертик из коробочки. Дерзко, расчетливо и эффектно грабит банк, громко заявляя о себе преступному миру, так как грабит он банк, используемый мафией для отмывания грязных денег. Джокер быстро набирает себе команду из молодых, и местами психопатичных людей, и начинает троллить Бэтмена, мафию и весь Готэм. Секрет этого героя в его «народности». Это проявляется во всем. Он грубоват в общении с людьми. Он не использует высокие технологии, его излюбленное оружие – ножи. У него нет альтерэго, и нет роскошного особняка, как у Бэтмена. Джокер – яркий идеалист, он живет ради цели. Он хитер, местами беспринципен, но у него есть свой внутренний кодекс. Еще он дьявольски умен и расчетлив. Весь фильм Джокер идет на два шага впереди Бэтмена, полиции и мафии, с легкостью обходя ловушки, которые ему ставят. При этом Джокер с готовностью рискует своей собственной жизнью, для проверки своих расчетов. И красной лентой через весь фильм идет его аналогия с карточным джокером. Она проявляется не в постоянном демонстрировании этой карты как некого аксессуара Джокера, хотя карты и присутствуют в фильме, например, когда он оставляет в качестве визитной карточки карту из колоды, или когда он посылает свои карты, как знак приговора, судье и комиссару полиции. В фильме присутствуют ассоциации более глубокие. Например, само поведение Джокера. Он всегда появляется неожиданно. И его появление изменяет ход, казалось бы, предсказуемых событий. Если проводить аналогию с игрой в покер, то Джокер, доставая свою карту, постоянно меняет свой расклад на выигрышный, срывая куш даже с изначально никудышными картами. Но, несмотря на то, что Джокер говорит о себе как о простом человеке, чувствуется, что он образован. Это подается подспудно, неявно, в мелких деталях. Пример тому монолог Джокера в финале – он явно знаком с основами философии, или когда он сжигает свою половину денег – режиссер показывает его отличие от мафиози, чье мировоззрение противно Джокеру – он выше обычных бандитов.

И, конечно же, великолепное воплощение образа Джокера Хитом Леджером! До того как я увидел Темного рыцаря, я не верил, что кто-то может сыграть Джокера лучше чем Николсон. Леджер мне доказал, что я ошибался. Говоря об актере, хочу сказать, что Джокер поглотил Хита. Это можно видеть в следующей, последней картине с этим актером, в которой у его главного героя иногда проскакивают черты Джокера – то он облизнет губы по-Джокеровски, то начинает делать паузы и акценты как в Темном рыцаре.

Следующий персонаж фильма – Бэтмен. Герой в маске. Наверняка изначально Бэтмен был списан с Зорро. Уж очень они похожи. Богатый аристократ, вставший на защиту простых людей от бесчинств, творимых плохими, но хорошо организованными людьми. Бэтмен как и положено протагонисту постоянно сталкивается тем, что ему надо выбирать. Он постоянно вынужден оценивать свои действия с позиции того морального кодекса, который он сам себе придумал. У Бетмена есть два верных спутника…. И Любовь его несчастная опять-таки… В общем, полный набор Главного Героя. Бэтмен постепенно меняется к финалу фильма. Но незначительно. Все те переживания, которые выпадают на его долю, делают его еще более крепким, жестким, несгибаемым в своих принципах и окончательно преданным делу защиты Готема. Он готов пожертвовать своей репутацией ради того, чтобы спасти моральный облик «выздоравливающего» Готэма, города, который начал верить в свою светлую сторону. Бэтмен не смог победить Джокера, но он пытается своей жертвой исправить ситуацию. Уэйн оказывается заложником старого принципа: «добрыми намерениями выложена дорога в ад». Все его действия на протяжении описываемых в картине событий, только все ухудшают. Он так прижал мафию, что ее боссы согласились пойти на сделку с Джокером, его неумение предугадать ходы Джокера, привело к Гибели любимой девушки и к перерождению Дента в Двуликого. В Темном Рыцаре, Бэтмен постоянно пытается догнать Джокера, но тот постоянно его обставляет. Задумка, на самом деле, классная – образ Бэтмена из супермена превращается во вполне человечный, со своими слабостями и страданиями из-за того, что он несет свой крест и никак не может сойти с пути, который сам для себя определил. Ведь убей Бэтмен Джокера и всем его мытарствам пришел бы конец, но при этом он перешагнул бы ту грань, которую сам для себя определил. Бэтмен действительно рыцарь в темном.

Харви Дент. Большая находка Ноланов свести в одном фильме двух врагов Бэтмена в довольно неожиданном контексте. История Темного Рыцаря для Харви Дента – это история падения. Если Джокер начинает в фильме с нуля и поднимается до уровня практически хозяина города, то Харви Дент проделывает весь этот путь наоборот. Вначале фильма у него есть все: власть в городе, любимая женщина, уважение сограждан, привлекательная внешность, цель в жизни, отвага, удача, блестящие перспективы. Но одним легким движением, Джокер выбивает опору у него из под ног, и Харви Дент переходит свою «грань». Они с Бэтменом после смерти Рейчел оказываются в одинаково стрессовой ситуации, но Бэтмен смог жить дальше, перенеся потерю, а Харви поменялся. Он оказался слабее духом (и психикой тоже). А может быть все дело в том, кто из них больше любил Рейчел? Обезумев от горя, Харви жаждет мести, но поддавшись «темной стороне силы», делает неправильные выводы. Харви теряет свою дальновидность и начинает рассуждать очень прямолинейно, сбитый с толку «откровением» Джокера в больничной палате. В конечном итоге это приводит его к смерти. Хотя его позиция не лишена логики. В смерти Рейчел действительно косвенно виноват Гордон, который не может очистить свой отдел от продажных полицейских, и кроме этого, Харви вполне заслуженно наказывает босса мафии и этих самых продажных полицейских. У Дента есть своя «правда». И несмотря на то, что он уже совсем переступает грань, угрожая пистолетом ребенку, Харви тоже сопереживаешь и начинаешь жалеть, что такой хороший человек стал вдруг другим, и до конца фильма подсознательно ждешь – а вдруг он все-таки изменится? Однако карьера Двуличного, в противоположность комиксу, получилась у Ноланов очень короткой. И это тоже большая удача. Они не пошли по проторенному пути Звездных Воин, где Анакин превращается в Дарта Вейдера и живет с этим, верша черные дела, или многих других таких же персонажей, а просто убили своего героя руками Бэтмена. При этом поставили Бэтмена перед необходимостью пожертвовать своим именем для спасения имени Дента повысив градус драматизма. Фигура Харви Дента интересна еще и тем, что она меняет свою роль в сюжете. Вначале фильма он, скорее, протагонист (несмотря на его соперничество с Бэтменом из-за Рейчел), а в конце фильма он приближается к положению антагониста, поскольку к финалу Джокер выводится из игры и его функции переходят на короткое время Двуликому. В комиксе Двуличный списан с Януса, а может быть с дочери Локи – Хёлль, а в фильме он просто человек с пошатнувшейся под конец от напряжения психикой.

Джеймс Гордон. Казалось бы второстепенный персонаж, однако в Нолановской интерпретации мира Бэтмена он обрел плоть и кровь. Гордон уважаемый полицейский, который как и Бэтмен противостоит преступности Готэма практически в одиночку. Его проблема в том, что он вынужден работать с теми людьми, на которых он не может положиться (хотя почему ему так надо было делать? – я так понимаю, чтобы добавить драматизма персонажу). У Гордона есть семья, которая, как семья любого полицейского, может оказаться под ударом (что и случается в итоге). Семья – это слабое место Гордона. То чего лишены Бэтмен и Джокер, но что делает Гордона более земным, близким к обычному человеку. Джеймс, на протяжении Темного Рыцаря, делает карьеру. Он показан преданным своей работе человеком, способным к импровизации и самопожертвованию в нужные моменты. Однако, как и следует второстепенному персонажу, он не всегда до конца разбирается в ситуации. Сделать правильные выводы, и помочь ему в решении проблем, конечно, же поручено Бэтмену.

Остальные персонажи, хоть и хорошо сыграны в фильме, но сценаристами придуманы больше для того, чтобы подчеркнуть особенности главных героев. Бэтмена, Джокера, Харви Дента. Среди второстепенных персонажей можно выделить Рейчел Доуз, которая является предметом соперничества Двух героев и тоже имеет свое видение на ситуацию. Альфред и Фокс – это такие Гэндальфы Бэтмена, но только если Альфред больше духовный наставник, то Фокс тот, кто снабжает Уэйна боевыми артефактами…

Подводя итог, хочу сказать, что сценарий у Темного Рыцаря достаточно универсальный. А это, на мой взгляд, говорит о качестве проделанной работы и о мастерстве авторов. Три главных действующих персонажа – Хороший, плохой и меняющийся. Опять попытка уйти от стандарта. Ноланы подали фильм от лица Хорошего. Если совсем чуть-чуть по иному расставить акценты в сценарии и добавить пару-тройку второстепенных сцен, то историю можно рассказать от лица или плохого или меняющегося, и фильм при этом тоже получится великолепным. Только это уже будет не история о Бэтмене, а совсем другая история…

Другие цитаты:

Цитаты Джокера из фильма Темный рыцарь

Цитаты про бабочек на английском с переводом

Высказывания о любви

Цитаты про любовь и боль_2

Дипроспан - инструкция по применению, аналоги, отзывы и формы выпуска (суспензия или раствор в

0 thoughts on “Бэтмен - Темный Рыцарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *